Новые исследования

Применение теории изменений для стратегического аудита и стратегического планирования в России

By 29.05.2020 31 мая, 2020 No Comments

Счетная палата Российской Федерации и Центр перспективных управленческих решений опубликовали экспертную записку «Применение теории изменений
для стратегического аудита и стратегического планирования в России». Цель записки ― продемонстрировать потенциал применения теории изменений для российской системы стратегического планирования и стратегического аудита.

 

Проводя аудит реализуемости и результативности стратегических целей, Счетная палата Российской Федерации традиционно обращала внимание на один из частых недостатков системы государственного управления, а именно на управленческий разрыв между поставленными целями и итоговыми эффектами в результате их имплементации.

 

При формальном достижении показателей не всегда достигался изначально запланированный социально-экономический эффект. Более того, инструменты реализации стратегических целей (государственные программы, федеральные проекты, планы деятельности ФОИВ и т. д.) часто не в полной мере содержали четкий перечень последовательных действий и мер, связывающих между собой стратегическую цель и конечный эффект от ее достижения для различных групп благополучателей.

 

Для преодоления подобных управленческих разрывов в мировой практике применяют теорию изменений как подход к проектированию мер политики и оценке достижения стратегических целей.

 

Теория изменений – это подход к разработке и оценке документов стратегического планирования, мер государственной политики или отдельных проектов и программ, направленный на получение и визуализацию наиболее полного и последовательного перечня действий, необходимых для достижения конечного результата (эффекта). Теорию изменений применяют для фокусировки внешнего агента (правительство в целом, министерство, госкомпания и т. д.) на получении конечного результата для ключевых благополучателей (НКО, бизнес, отдельные социальные группы) по итогам реализации государственной политики (стратегии, меры, программы или проекта). При этом под «теорией» подразумеваются не конкретные научные теории, а вся совокупность предположений о работе трансформационного механизма государственной меры (программы, проекта).