Новые исследованияОценка программ и политик

Оценка политики слияний университетов в России

By 13.05.2021 No Comments

ЦПУР публикует аналитический доклад о последствиях слияний российских университетов в 2012-2017 гг.  Исследование проведено экспертами НИУ ВШЭ при грантовой поддержке ЦПУР в рамках конкурса «Доказательная политика – 2019». Доклад продолжает трек исследований ЦПУР по оценке программ и политик.

 

Эксперты оценили был ли достигнут запланированный эффект при реализации государственной политики слияний университетов в российском высшем образовании. Оценке были подвергнуты вузы, объединение которых произошло во время т.н. третьей волны слияний (2012-2017 гг.), в рамках которой ключевым инструментом по оценке эффективности вузов выступал Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. На основе получаемых в ходе мониторинга баллов и принималось решение о слиянии тех или иных вузов, признанных неэффективными, с целью улучшить их показатели и качество предоставляемых образовательных услуг.

 

Используя для оценки данные Мониторинга, эксперты пришли к следующим выводам:

  • Слияния университетов действительно оказали существенное положительное влияние на эффективность российских вузов, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Результаты анализа свидетельствуют о том, что прирост эффективности в объединенных вузах составил от 22% до 27% (в зависимости от спецификации модели) по сравнению с наиболее сопоставимыми университетами из контрольной группы. В объединенных вузах на 15-20% увеличилось количество научных публикаций в рейтинговых журналах (базы Scopus и Web of Science), на 5% быстрее рос объем показателя НИОКР, который в том числе отражает применимость научных разработок на практике, и на 0,35% выросла доля аспирантов в общей численности обучающихся.

 

  • Наибольший эффект в приросте эффективности объединенных вузов возникал в следующих случаях:
    • в слиянии участвовали относительно небольшие вузы (эффект масштаба);
    • направления подготовки, по которым реализуются образовательные программы, были достаточно разными у объединяемых вузов; различными были и профили их научных исследований (эффект разнообразия деятельности);
    • отсутствовали серьезные конфликты между разными группами стейкхолдеров у объединяемых вузов, а сам процесс слияния был организован достаточно эффективно с управленческой точки зрения (эффект управленческих практик).