Счетная палата Российской Федерации, АНО «Информационная культура» и АНО «Центр перспективных управленческих решений» представили аналитический доклад об открытости государства в России. Фокусом исследования стала функциональная открытость федеральных органов власти, ключевой инструмент которой – государственные информационные системы (далее – ГИС).

 

Именно ГИС в России выступают агрегатором большинства собираемых и генерируемых государством данных. Например, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) собирает данные о государственных и муниципальных контрактах; Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН) содержит информацию об объектах культуры на территории России; Федеральная информационная адресная система (ФИАС) – адреса и коды всех российских районов, населенных пунктов, улиц и т.д. Доступность и качество предоставляемых государством данных определяет уровень его функциональной открытости, то есть возможность использования социально и экономически значимой информации бизнесом, НКО, СМИ, региональными и муниципальными органами власти для принятия решений.

 

Сегодня в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня (уточненные данные ФГИС координации информации). По оценкам авторов доклада, суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляет 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50-60% от всех IT-бюджетов госорганов.

 

 

Эксперты проанализировали 50 федеральных государственных информационных систем, и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных.

 

По итогам оценки только 8 ГИС (16 %) попали в категорию с высокой степенью открытости, а 29 (58 %) были отнесены к категориям с низкой открытостью или почти закрытым.

 

 

 

Ключевые рекомендации, сформированные авторами исследования:

 

  • усилить акцент в государственной политике открытости именно на функциональную открытость ведомств, то есть качество собираемых и публикуемых данных, их доступность для использования конечными потребителями;
  • разработать и закрепить в законодательстве четкое определение термина «государственная информационная система», отделив это понятие от других типов информационных систем;
  • закрепить обязательные требования к раскрытию данных в ГИС и усилить контроль за соблюдением этих требований;
  • создать единый ресурс для публичного мониторинга госрасходов на IT и, в частности, ГИС;
  • раскрыть сведения ФГИС координации информатизации, в полном объеме в открытом доступе и в формате открытых данных;
  • ввести специальные (новые) коды видов бюджетных расходов, позволяющих однозначно идентифицировать затраты на ГИС.

 

Скачать доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России»