Новости

Эксперты ЦПУР оценили качество проведения ОРВ в России

By 28.09.2021 2 октября, 2021 No Comments

ЦПУР представил доклад о сформировавшихся к 2021 году в России практиках оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) — один из наиболее распространенных в мире инструментов регуляторной политики, напрямую связанных с внедрением доказательного подхода (доказательной политики) в работу системы государственного управления. Цель ОРВ – повысить обоснованность и эффективность принимаемого государством нормативно-правового регулирования. В России инструмент ОРВ стал частью процесса подготовки НПА на федеральном уровне более 10 лет назад.

 

На основе сплошного анализа текстовых данных, полученных из сводных отчетов об ОРВ за 2013-2021 гг., сведений о других этапах ОРВ и дальнейшей судьбе проектов НПА эксперты ЦПУР оценили качество функционирования инструмента ОРВ в России.  ЦПУР обратил внимание, что сводные отчеты об ОРВ, составленные ведомствами-разработчиками проектов НПА, носят формальный характер. Ведомства допускают масштабные пробелы в документации, крайне поверхностно выполняют анализ потенциальных экономических эффектов от принятия НПА и не пытаются спрогнозировать, как именно будут реализованы заявленные цели нового регулирования. Только 2,2 % сводных отчетов за 2015-2021 гг. были заполнены полностью; редкие отчеты содержат количественные оценки расходов и доходов, которые повлечет за собой принятие НПА (около 10% отчетов). В менее, чем в 1 % отчетов эти оценки отличны от нуля. Критерии достижений целей регулирования есть только в 46,1% отчетов, а  сроки достижения целей — менее, чем в 40 % отчетов.

 

При этом качество подготовки сводного отчета не влияет ни на содержание заключения Минэкономразвития, ни на принятие решения об отказе от разработки проекта НПА, ни на итоговую передачу проектов федерального закона на рассмотрение в Госдуму.

 

Общественное обсуждение проекта НПА обладает более значимым влиянием на его дальнейшую судьбу. Большее число просмотров страницы проекта НПА на портале regulation.gov.ru, большее голосов «против» и отзывов на проект связаны с большей вероятностью того, что Минэкономразвития даст на него отрицательное заключение. Но внимание пользователей распространяется далеко не на все документы: более чем за половину проектов НПА никто не подал голос «за» или «против»; более чем половина проектов НПА не получила ни одного комментария.

 

На основе проведенной оценки качества организации процедуры ОРВ в России можно утверждать, что если существующая практика ОРВ сохранится, она не сможет обеспечить нормальную работу системы контроля за качеством регулирования экономических отношения на всех стадиях регуляторного цикла, как это предполагается законом об «Обязательных требованиях».

 

Подробнее с текстом аналитического доклада можно ознакомиться в разделе «Исследования».