Панельная дискуссия «Концепция открытости 2.0. Как должна строиться политика открытости государства в России» прошла в пятницу 4 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Модератором встречи выступила генеральный директор ЦПУР Мария Шклярук.
«В обществе возрастает запрос на открытость и понятность того, какие решения принимает государство, почему оно принимает такие решения… На этом форуме много говорили о клиентоцентричности, много говорили о том, что решения государства должны быть понятными. Открытость в очередной раз становится одним из перспективных пунктов повестки действующего правительства», – сказала Мария.
В сессии также приняли участие:
- Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы (РЭШ);
- Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ;
- Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;
- Екатерина Шульман, политолог, кандидат политических наук.
Участники встречи обсудили шаги, которые государство предпринимало для повышения своего уровня открытости, и каких результатов удалось достичь на этом пути. Согласно данным доклада Счетной палаты «Открытость государства в России – 2021», который был подготовлен при участии ЦПУР, успехи оказались значительными.
Как отметил в ходе дискуссии Алексей Кудрин: «Если год назад всего три ведомства попали в категорию самой высокой открытости, то сейчас – 21 ведомства оказалось в ней. Больше 60 министерств и ведомств существенно улучшили свои позиции».
В то же время, согласно результату опроса читателей РБК, представленному в ходе сессии, большинство граждан не считает работу государства достаточно открытой. Отвечая на вопрос «считаете ли вы российские ведомства достаточно открытыми?», 47% респондентов негативно оценили уровень открытости государства, в то время как лишь 3% оценили его положительно.
В завершении обсуждения участники дискуссии поделились своим видением того, какой должна быть открытость государства в будущем – «Концепция открытости 2.0».
По мнению Алексея Кудрина, в области открытости произойдет революция, вызванная открытыми данными, без которых невозможна цифровизация. С помощью этих данных можно будет делать адекватную оценку программ правительства и достижения целей. Выступающий также отметил, что Счетная палата заинтересована в том, чтобы правительство более четко определило персонально ответственного за открытость в том или ином ведомстве. Ее развитию поможет и более понятное, логичное изложение информации, публикуемой госорганами.
Рубен Ениколопов считает, что государство должно проактивно доносить информацию до граждан, а открытость процесса принятия решений необходимо выделять в отдельный параметр наравне с открытостью данных. Кроме того, предоставляя информацию, государству следует учитывать различия в запросах от разных групп граждан. В то время, как большинство людей заинтересовано в получении понятной без специальных знаний информации, широкое экспертное сообщество заинтересовано в стандартизации форматов данных. Как считает ректор РЭШ, существует и третья группа – узкий круг академических экспертов, которым полезно предоставлять доступ к непубличным данным по аналогии с тем, как уже поступает ЦПУР.
Алексей Херсонцев отметил, что информация, которую государство передает гражданину, должна быть максимально персонифицирована для целей обратившегося человека, а процесс должен быть как можно более автоматическим.
Как считает Екатерина Шульман, необходимо предусмотреть нормы участия граждан в законотворческом процессе: у граждан и экспертного сообщества должны быть каналы, по которым они могли бы донести свои предложения.
Заканчивая дискуссию, Мария Шклярук отметила, что по итогам сессии у неё сложились впечатление, что путь к открытости лежит через «понятность», а от «понятности» — к доверию, от доверия — к влиянию на принятие решений.