Новости

Гендиректор ЦПУР Мария Шклярук провела сессию об открытости государства на ПМЭФ’21

Панельная дискуссия «Концепция открытости 2.0. Как должна строиться политика открытости государства в России» прошла в пятницу 4 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Модератором встречи выступила генеральный директор ЦПУР Мария Шклярук.

 

 

«В обществе возрастает запрос на открытость и понятность того, какие решения принимает государство, почему оно принимает такие решения… На этом форуме много говорили о клиентоцентричности, много говорили о том, что решения государства должны быть понятными. Открытость в очередной раз становится одним из перспективных пунктов повестки действующего правительства», – сказала Мария.

 


В сессии также приняли участие: 

  • Рубен Ениколопов, ректор Российской экономической школы (РЭШ); 
  • Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты РФ; 
  • Алексей Херсонцев, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации; 
  • Екатерина Шульман, политолог, кандидат политических наук.


Участники встречи обсудили шаги, которые государство предпринимало для повышения своего уровня открытости, и каких результатов удалось достичь на этом пути. Согласно данным доклада Счетной палаты «
Открытость государства в России – 2021», который был подготовлен при участии ЦПУР, успехи оказались значительными. 


Как отметил в ходе дискуссии Алексей Кудрин: «Если год назад всего три ведомства попали в категорию самой высокой открытости, то сейчас – 21 ведомства оказалось в ней. Больше 60 министерств и ведомств существенно улучшили свои позиции».


В то же время, согласно результату опроса читателей РБК, представленному в ходе сессии, большинство граждан не считает работу государства достаточно открытой. Отвечая на вопрос «считаете ли вы российские ведомства достаточно открытыми?», 47% респондентов негативно оценили уровень открытости государства, в то время как лишь 3% оценили его положительно. 


В завершении обсуждения участники дискуссии поделились своим видением того, какой должна быть открытость государства в будущем – «Концепция открытости 2.0». 


По мнению
Алексея Кудрина, в области открытости произойдет революция, вызванная открытыми данными, без которых невозможна цифровизация. С помощью этих данных можно будет делать адекватную оценку программ правительства и достижения целей. Выступающий также отметил, что Счетная палата заинтересована в том, чтобы правительство более четко определило персонально ответственного за открытость в том или ином ведомстве. Ее развитию поможет и более понятное, логичное изложение информации, публикуемой госорганами.


Рубен Ениколопов
считает, что государство должно проактивно доносить информацию до граждан, а открытость процесса принятия решений необходимо выделять в отдельный параметр наравне с открытостью данных. Кроме того, предоставляя информацию, государству следует учитывать различия в запросах от разных групп граждан. В то время, как большинство людей заинтересовано в получении понятной без специальных знаний информации, широкое экспертное сообщество заинтересовано в стандартизации форматов данных. Как считает ректор РЭШ, существует и третья группа – узкий круг академических экспертов, которым полезно предоставлять доступ к непубличным данным по аналогии с тем, как уже поступает ЦПУР.


Алексей Херсонцев
отметил, что информация, которую государство передает гражданину, должна быть максимально персонифицирована для целей обратившегося человека, а процесс должен быть как можно более автоматическим.


Как считает
Екатерина Шульман, необходимо предусмотреть нормы участия граждан в законотворческом процессе: у граждан и экспертного сообщества должны быть каналы, по которым они могли бы донести свои предложения.


Заканчивая дискуссию,
Мария Шклярук отметила, что по итогам сессии у неё сложились впечатление, что путь к открытости лежит через  «понятность», а от «понятности» — к доверию, от доверия — к влиянию на принятие решений.