Новости

«Госзакупки в IT»: необходимые изменения

By 18.10.2019 21 октября, 2019 No Comments

Национальный проект «Цифровая экономика России 2024» заявляет масштабные задачи, в том числе связанные с созданием нового качества ИТ-инфраструктуры, сервисов и услуг. Значительная часть финансирования проекта будет проходить через текущую систему государственных закупок, которая не способна учитывать многие условия создания современных ИТ-решений.

 

На конференции TAdviser IT Government day 2019 представители Минкомсвязи России, Минэкономразвития, Счетной Палаты Российской Федерации, Департамента информационных технологий Москвы, Сбербанка России, Центра перспективных управленческих решений, АНО «Информационная культура» обсудили конкретные предложения, которые необходимо осуществить для эффективного расходования средств в рамках нацпроекта по цифровой экономике.

 

Мария Шклярук, генеральный директор АНО «ЦПУР», модератор дискуссии

ЦПУР публикует список изменений, которые были выдвинуты на обсуждении.

  1. Следует в первую очередь создать «Гостех» —организацию, которая сможет  самостоятельно разрабатывать информационные системы и будет обладать достаточно высокой компетенцией, чтобы выступать единым заказчиком на рынке. «Гостех» может быть  сформирован на основе одной из уже существующих организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти (ФОИВ).  Существуют разные варианты создания такой организации, и их  можно  обсуждать дальше.
  2. Нужно также создать «Архитектурный совет» как центр компетенции. Его функциями должны стать координация информатизации, анализ проектов государственных информационных систем ч точки зрения дублирования, интеграции с другими системами, обоснование параметров достижения целей, в том числе обоснование общего бюджета.. Такой совет может быть создан на основе совета директоров ФОИВ по ИТ, либо как саморегулируемая организация с постоянной ротацией членов совета.
  3. Необходимо разработать и установить порядок, в котором будет определяться начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги при закупках в сфере информационно-коммуникационных систем (ИКТ), на основании части 22 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд».
  4. Для осуществления закупок ИКТ следует рассмотреть возможность закупки неопределенного объема работ, измеряемых в человеко-часах. Такая возможность предусмотрена последними изменениями (71-ФЗ), внесенными в Федеральный закон № 44-ФЗ. Для этих целей также необходим порядок определения цены человеко-часа.
  5. Необходимо разработать и утвердить методические рекомендации Минкомсвязи России, как организовать и провести определение стоимости разработки и эксплуатации государственных информационных систем. То же самое касается расчета стоимости эксплуатации ИС, для чего целесообразно рассмотреть опыт Департамента информационных технологий города Москвы.

    Участники дискуссии

 

6. Внести дополнения в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие возможность заключать рамочные контракты с условием почасовой оплаты оказываемых услуг и выполняемых работ.

 

7. Пересмотреть подходы к формированию финансово-экономического обоснования (ФЭО). Необходимо обосновывать не только стоимость технологического (технического) решения, но эффект, который предполагается получить благодаря применению этого решения. При формировании ФЭО необходимо привлекать не только специалистов в области ИКТ, но и финансистов, экономистов, при этом для последних участие в процедуре должно быть обязательным.

 

8. Рассмотреть возможность сформировать предельный объем бюджетных средств, которые постепенно и поэтапно будут использоваться по мере формирования ФЭО (после принятия соответствующего закона о бюджете на требуемый период). Рассмотреть порядок определения стоимости единицы транзакции в ИТ-системе и оценки эффективности на основе снижения стоимости транзакции.

9. Рассмотреть возможность создания публичного реестра надежных поставщиков (исполнителей), которые могут выступить контрагентами при заключении государственного контракта как с единственным поставщиком (исполнителем).

 

10. Рассмотреть привлечение экспертов в обязательном порядке на этапе формирования технического задания на закупку в области ИКТ, а также при приемке оказанных услуг, поставленных товаров при исполнении контрактов. Рассмотреть возможность установить оплату работы экспертов на этапе формирования технического задания как процент от сэкономленных средств, при условии, что их решение обеспечило успешное исполнение контракта.

 

11. При исполнении контрактов в обязательном порядке публиковать открытый код в специальном создаваемом репозитории (code.gov.ru).

 

12. Рассмотреть возможность оплачивать только результат выполненных работ (оказанных услуг), исключив авансовые и промежуточные выплаты, а также оплачивать единицу услуги, а не комплекс услуг.

 

13. Рассмотреть возможность заключать контракты по сервисной модели, исходя из стоимости владения товаром и/или результата работы. К примеру, если нужно купить принтеры, то целесообразно рассматривать не только стоимость самих устройств, но и стоимость эксплуатации с учетом стоимости комплектующих (картриджей) и приобретать время работы устройства или заданное количество напечатанных страниц.

 

Команда Центра перспективных управленческих решений открыта к диалогу. Ваши комментарии и предложения присылайте на электронную почту k.shevchenko@cpur.ru.